«НАМ ЭТОТ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ»

Сценарий литературно – музыкальной композиции

 

 

АННОТАЦИЯ

Современная тенденция развития инновационного образования в школе идет через создание совместных проектов отделений школы: музыкального, театрального, художественного, хорового. Участвуя в совместных проектах, обучающиеся  учатся взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими знаниевыми областями, у них формируется целостный взгляд на мир, что является одним из важных компонентов художественно – эстетического образования.

Воспитание, побуждающее к самовоспитанию,- это и есть, по нашему убеждению, настоящее воспитание, результат которого выражается в том, что человек стал думать о самом себе и о другом повышает самооценку, уверенность в собственных силах, формирует жизнеспособную личность; меняет характер отношения ребенка к искусству, культуре, природе, человеку, самому себе.

Примером такого мероприятия является литературно-музыкальная композиция «Нам этот мир завещано беречь», посвященная Согласию и Единению русских людей и освобождению от польских интервентов России.

Композиция может существовать как самостоятельная форма культурно-просветительской деятельности, а так же эпизодом большого театрализованного представления, посвященного Дню Согласия и примирения народов России.

При планировании просветительского мероприятия сформулированы ряд целей и задач:

Цель проведения мероприятия:

В доступной и интересной, образной форме рассказать о самоотверженном подвиге русского народа в борьбе с польскими интервентами.

Задачи:

  • Расширить знания обучающихся о жизни,  нравственных убеждениях XVI в.
  • Сформировать российский менталитет на основе значимых исторических событий
  • Воспитать уважительное отношение и любовь к Родине
  • Воспитать патриотизм у подрастающего поколения.

 

 

 

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Нам этот мир завещано беречь» 

 

Оформление: флаг РОССИИ, ГЕРБ  Фон колокола, слайд фото Русских просторов

На сцену выходит девушка в русском народном костюме, освященная светом прожектора

Звучит стихотворение с музыкальным сопровождением

 

Русь называют святою.

Поле, да лес, да вода.

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

Разрезал небо пополам

Закат багряной полосою.

И над российскою землею

Свет тихой славы воссиял.

Взметнулись к небу стаи птиц,

И тихо травы пали ниц.

Тихо о чем-то тоскует

Возле колодца ветла…

Родиной землю другую

Я б не назвала никогда.

Там где-то озеро в лесу

Меж трав торжественно застыло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И чудом всю в себя вместило

Небес закатную красу.

А над потоками туман,

Как дым курится над водою.

И между небом и землею

В знак примиренья – белый храм.

Там в недоступных небесах

За Русь свершается молитва.

И светлым облаком покрыта,

Святая родина моя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фон колокола, слайд - фото  церкви

1. ПЕСНЯ   «Золотые купола»  -  

 

1. Что же с вами сделалось города старинные

Ваши стены древние на холмах легли

Словно пробудились молодцы былинные

И  числом несметные  встали из земли

Припев:

Золотые купола, русская земля

Широка ты и светла, родина моя

Золотая наша Русь,  колокольный звон

Всей душой к тебе стремлюсь, шлю земной поклон

2. Как по Волге – матушке по реке кормилице

Все суда с товарами струги да вазирь

И не надорвалася и не притомилася

Ноша не тяжелая – корабли твои

Припев: 

Золотые купола, русская земля

Широка ты и светла, родина моя

Золотая наша Русь,  колокольный звон

Всей душой к тебе стремлюсь, шлю земной поклон

3. Как над Русью древнею зорька разгорается

В позолоченных садах птичий  перезвон

И как чудо там и тут церкви поднимаются

Развивая по просторам колокольный звон

Припев:

Золотые купола, русская земля

Широка ты и светла, родина моя

Золотая наша Русь,  колокольный звон

Всей душой к тебе стремлюсь, шлю земной поклон

 

На сценическую площадку выходит шесть ведущих, выстраиваются по горизонтали

 

1 ведущий:

 В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их   существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

2 ведущий:

У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

3 ведущий:

Случались на земле Русской всякие времена. И такие лютые бывали, что люди не чаяли впредь спасения себе. Вся земля Русская пуста, становилась, и называли старики то время лихолетьем.

4 ведущий:

Гордо поляки над Русью глумились, -

Был тем глумленьям широкий простор.

Точно в кошмаре, каком задыхаясь,

Русь ослабела, порушивши «крепи».

В вере святой православной шатаясь,

Скорбно оделась в польские цепи.

Слайд – фото Патриарх Ермоген

5 ведущий:

В лихие годы польского нашествия на Русь в 1612 году всенародный отпор врагу возглавил святой вождь земли Русской - Патриарх Ермоген.

6 ведущий:

Из Москвы патриарх рассылал во все концы Руси грамоты с призывом объединиться против захватчиков. И скакали гонцы в разные города.

 1 ведущий:

В середине сентября 1611 года посадские люди Нижнего Новгорода -купцы, ремесленники и другие избрали Кузьму Минина земским старостой. К земскому старосте Кузьме Минину и скакал гонец из Москвы.… Прочитав грамоту от патриарха, обратился Минин к народу.

На авансцену выходит юноша в костюме Минина со свитком в руках

Речь Минин к народу

Видно должен ныне я высказать вам, о чем мысли мои, о чем болит моя душа.

Сограждане! Земля наша разорена врагами, многие города в запустении прочие в смятении. То там, то здесь появляются злодеи, называющие себя детьми роду Царского. Люди не знают, кому верить.

Царствующим городом Москвой завладели латиняне.

Многие люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех их бедах. 

Граждане! Внемлите словам моим. Великое это дело! 

Станем все, как один, на защиту Отечества! Не пощадим не только своего состояния, но и жизни!

И я уверен, что по почину нашему многие города тоже встанут.

И тогда никакой враг не совладеет с общей силой народа!

Отправимся в вотчину князя Дмитрия Пожарского, будем просить его встать во главе нашего войска.

Участники перестраиваются в две линии

На игровую площадку выходит юноша в костюме Дмитрия Пожарского

В душу народную искра запала

Сердце на подвиг великий зажгла, -

Русь приободрилась, быстро восстала.

Смело сражаться с врагами пошла.

Вижу, что родина нам присылает

Воинов славных из всех городов

Рад ополчение я ваше возглавить,

Биться за Русь я до смерти готов.

На сценической площадке перестроение в две колоны участников и воспитанников Кадетского корпуса

2. ПЕСНЯ   «ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ РУСЬ»  -  

 

  1. Страна, где мудрость нажита годами
    Где каждый рад рожденью и не рад
    До коли нам гордиться куполами
    И нищими у монастырских врат
    Святая Русь, молю, взмахни крылами
    Ну что с тобой, скажи ну что с тобой
    Ведь были дни, когда под небесами
    Ты птицею парила над землей.

Припев:

Взмахни крылами, Русь,

Взмахни крылами, Русь
Ни перед кем главы не преклоняя
Взмахни крылами, Русь,

Взмахни крылами, Русь
В тебе есть гордость, мудрость вековая
2.
Великая страна, пусть много лет пройдет
Быть на коленях, с этим – не смеришься
Великая страна и твой велик народ
Ты из руин и пепла возродишься
Припев:

 

Взмахни крылами, Русь,

Взмахни крылами, Русь
Ни перед кем главы не преклоняя
Взмахни крылами, Русь,

Взмахни крылами, Русь
В тебе есть гордость, мудрость вековая

 

1 ведущий:

В марте 1612 года Пожарский и Минин перешли из Новгорода в Ярославль, чтобы не дать полякам захватить его и преградить путь на Москву. Сюда, к князю Пожарскому была прислана из Казани чудотворная икона Богородицы. Найдена была эта икона девочкой Матроной.

Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.

Слайд -  иконы Святой Богородицы

Проход со свечами кадетов и  участников композиции

2 ведущий:

 

Перед святой иконой     

Столько молилось людей!

Клали земные поклоны,

Что-то шептали ей,

Просили ее с надеждой:

Спаси, сохрани, научи, -

И лик ее кроткий и нежный

Любви озаряли лучи.

И тех, кто пред ней стояли

И руки тянули с мольбой,

Она утешала в печалях,

Смягчала страданья и боль…

 

Колокола – фон

3 ведущий:

В Ярославль продолжали тянуться из разных мест отряды ополченцев. Это были изголодавшиеся, исстрадавшиеся, оборванные люди. Минин сам следил, чтобы приходящих хорошо принимали, снабжали их деньгами, одеждой и оружием. Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев.

4 ведущий:

20 августа ополчение подошло к разоренной и сожженной Москве. Захватчики, узнав об этом, сожгли город и заперлись в Кремле. Польский король Сигизмунд направил к Москве сильное подкрепление во главе с опытным воеводой – гетманом Ходкевичем.

5 ведущий:

22 августа 1612 года войско гетмана переправилось через Москву-реку у Ново-Девичьего монастыря и двинулось на ополчение Минина и Пожарского.

Слайд – Сражение русских войск с польскими захватчиками

6 ведущий:

Начался бой.

Противник ударил конными латниками. Из Кремля им на подмогу были высланы пешие отряды. Вместе они, как клещами, сжали ополченцев и начали теснить их. Воины Минина и Пожарского вступили в рукопашную. На помощь ополченцам кинулись казачьи атаманы, понимая, что только вместе, общим усилием можно одолеть врага. От вражды же между своими только пагуба творится и государству, и ратным.

1 ведущий:

Удар свежих сил решил исход битвы. Иноземцы были отбиты и возвратились в свой стан.

Пришедшие на помощь казачьи отряды больше не отставали от Пожарского и принимали участие в сражении 24 августа, исход которого предрешил исторический бросок в тыл врага отряда во главе с Мининым. На новую битву поляки не решились, и войско Ходкевича отступило от Москвы.

2 ведущий:

22 октября воины ополчения Минина и Пожарского взяли Китай-город, а 24 октября вошли освободители в Московский Кремль с чудотворной Казанской иконой. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16 летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны.

3 ведущий:

Подходило к концу Смутное время. В честь славного освобождения Москвы установил царь Михаил Федорович московское празднование Казанской иконе.

Слайд – Казанской иконы

4 ведущий:

А сын его Алексей Михайлович повелел отмечать 22-го октября – 4-го ноября по нынешнему нашему календарю – день праздника Казанской иконы во всех городах во все годы во благо всех народов нашей державы. И все в России, как пишет летопись, «стали согласны и единодушны».

Слайд – царя Алексея Михайловича

5 ведущий:

4 ноября 1612 года - день освобождения Москвы от польских захватчиков. Князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин подняли народ новгородский на защиту Родины нашей. Объединившись в большое войско, славную победу они одержали!

Все:

Ведь в единении сила немалая!

Слайд – фото памятника, посвященного Дмитрию  Пожарскому и Кузьме Минину

Перестроение участников композиции и кадетов в полукруг

3. ПЕСНЯ  «Великая страна» 

 

1.      Могучая державная страна
Просторная от края и до края
Из стольких городов ты сплетена
Районов неприметных и окраин
Сменяя часовые пояса,
Неповторимый вид приобретая
Для каждого любимая, своя,
Земля отцов и матерей святая

Припев:
Великая страна - единая Россия,
Широкая душа, в единстве твоя сила
Ты на своих плечах
Все беды выносила.
Великая страна - единая Россия,
Великая страна - единая Россия.

2.      Не изменить истории Руси, знамена над церквями возносились.
Сменялись времена, вожди, цари. Но в трудный час мы все объединились.
Дотла сгорая в языках костра, ты становилась сильной и красивой
И знал народ – в любые времена жива земля, пока жива Россия.
Припев:

Великая страна - единая Россия,
Широкая душа, в единстве твоя сила
Ты на своих плечах
Все беды выносила.
Великая страна - единая Россия,
Великая страна - единая Россия.-  3 раза

Слайд – фото Златоглавой Москвы

6 ведущий:

Россия!

Ты не зря слыла для стран других загадкою.

Но не всегда

Судьба была страны великой гладкою.

Порой не радость,

А печаль царила над Россией,

И часто защищала сталь её озёра синие.

Порой невзгоды

Над страной кружились чёрным вороном,

Плечом к плечу вставал народ,

Чтобы сразиться с ворогом.

1 ведущий:

Любовь к родному Отечеству и святая ненависть к её врагу была несокрушимой тысячелетней традицией русского народа. 

Великие поэты, живописцы,

Мыслители, учителя, юристы,

Все те, кому Россия дорога,

Трудились так, чтобы прославить эту,

Немытую, красивую, родную

Все:

Навеки вечные единственную Русь

 

 

Все участники уходят с площадки

Слайд – фото детских картин «Россия -  Родина моя»

 

 

 

4. ПЕСНЯ « ГЛЯЖУ В ОЗЕРА СИНИЕ»    

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси, переспроси меня -
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой:
Грустить с тобой, земля моя
И праздновать с тобой.

Красу твою не старили
Ни годы, ни беда,
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда.
Не все вернулись соколы -
Кто жив, а кто убит…
Но слава их высокая
Тебе принадлежит.

Красу твою не старили
Ни годы, ни беда,
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой:
Грустить с тобой, земля моя
И праздновать с тобой.

2 ведущий:

Россию населяют много народностей. И только в братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Что и происходило на нашей земле на протяжении многих веков. В России всегда дружили и уважали друг друга: русский и мордвин, чуваш и татарин, осетин. У каждого народа есть свои традиции, своя национальная культура, свои песни и танцы.

3 ведущий:

Покружив по всему белу свету,

Я сегодня скажу не тая,

Что милее нигде края нету,

Чем родная сторонка моя.

Русь! Ты - святая земля, ты надежда,

Славой дедов для нас хороша.

Пусть меняются нравы, одежда,

Но останется русской душа.

 

На сценическую площадку выходят кадеты

 

 

Что такое Родина?

Скажите мне сейчас,

Чтоб послушала вся школа

И любимый класс

 

Родина - мои друзья,

Вместе учимся, играем,

Гол в ворота забиваем.

Делим радость и беду,

Где таких еще найду?

 

Родина - родные, близкие, семья,

Мама, папа, бабушка и, конечно, я!

Хорошо нам вместе в одном доме жить,

Обо всем делиться, трудиться и любить!

 

Я со словом "Родина"

Карту вспоминаю,

Вот тут реки, города,

Те, которых знаю.

Вот равнины, море, горы,

И огромные просторы.

Это Родина моя -

Покажу на карте я!

 

Вы, друзья, конечно, правы!

Но совсем не для забавы

Вопрос вам этот задаю.

Я о будущем России волнуюсь,

Я ее, как вы, люблю.

 

Что нам сделать, чтоб держава

процветала, богатела,

здоровела, радовалась, песни пела?

 

Надо честно каждому трудиться,

В школе хорошо учиться,

И еще всем в мире жить…

Все:

Крепко - накрепко дружить!

 

 

6. ПЕСНЯ    «Россия, мы - дети твои»    

Слайд – фото детских картин «Россия -  Родина моя»

 

1. От Москвы, до Сахалина,

От Петербурга, до Читы

Это всё - страна Россия,

Её любим я и ты.

Пусть мы молоды ещё

И не в силах всё решать,

Но проблем вокруг себя

Не должны мы пропускать.

Припев:

Ведь мы - поколение новой России,

Мы самые сильные, мы самые сильные.

Мы - жители нашей страны,

Россия, Россия, мы - дети твои.

2. Мы готовы для работы,

Для свершений новых дней.

Мы Вас, взрослые, попросим:

"Помогите нам скорей

Сделать мир светлей и шире,

Руку детям протянуть,

Не нашедшим место в мире

Встать на самый верный путь!"

Припев:

Ведь мы - поколение новой России,

Мы самые сильные, мы самые сильные.

Мы - жители нашей страны,

Россия, Россия, мы - дети твои.

3. И когда взрослее станем,

Мы поймём своих детей,

И тогда на свете станет

Все счастливей и добрей.

А пока - мы только дети,

Нам положено мечтать,

Но страну благополучья

Можем вместе мы создать!

Припев:

Ведь мы - поколение новой России,

Мы самые сильные, мы самые сильные.

Мы - жители нашей страны,

Россия, Россия, мы - дети твои.

На сценическую площадку выходят все участники композиции

Минин и Пожарский:

Если будем вместе,

Если  в доме лад,

Будет наша Родина

Настоящий клад.

Клад любви, согласья,

Мыслей и идей.

И не будет краше

Родины моей!

Слайд – фото  детских картин «Россия -  Родина моя»

Финал

7. « ВСЯ РОССИЯ-ОТЕЧЕСТВО»   )

 

  1. Добротой сердец мы наполним мир
    Мы раскрасим красотой
    Свет Отечества удалую ширь
    Всей России дух святой
    Пусть широкого неба синего
    Да над русскою душой
    Свет прольется как неистовый
    Светлым счастьем над тобой
    Припев:

Вместе Россия и Отечество
На века сплетенье верных рук
Ты ветров не бойся, что навстречу нам
Вместе мы в единстве, в силах рук

  1. Поднимается златоглавая
    Поднимается и Русь
    Неделимая слава славная
    В прошлом оставляя грусть
    И красой твоей и величием
    Будем мы всегда горды
    Только радостью необычною
    Наши озарим мечты

Припев:

 Вместе Россия и Отечество
На века сплетенье верных рук
Ты ветров не бойся, что навстречу нам
Вместе мы в единстве, в силах рук

3.      Посмотри!  На небе радуга!
Это небо так смотрит в нас!
Отражаясь грезами
Наивных, истых, детских глаз!
И для матерей радость малыша
Зыбкой нежной мелодией
Едва слышна – а.
Так пусть она сейчас  прозвучит для вас.

И летит над планетой в предрассветный час
Припев:

Вместе Россия и Отечество
На века сплетенье верных рук
Ты ветров не бойся, что навстречу нам
Вместе мы в единстве, в силах рук.  – 2 раза
Вместе мы в единстве, в силах рук
Вместе мы в единстве, в силах рук

Вместе мы в единстве, в силах рук

 

Участники уходят со сцены с флагом Российской Федерации.

 Занавес.

 

 

Список используемой литературы

1.      Гааз Э. Левицкий А. Театр. Сценография или Как мы играем. - М ВЦХТ, 2007.- («Я вхожу в мир искусств»; № 6).

2.      Гааз Э. Моноспектакль в режиссерское педагогической практике. - М.:ВЦХТ, 2007.-(«Я вхожу в мир искусств»; № 2)

3.      Исенко С. Русский народный костюм и его сценическое воплощение.  М.: Профиздат, 2009.

4.      Каштанов Ю. Русский военный костюм XIV - XX вв. - М.: Белый город, 2008.

5.      Морозова Г.О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 2004." («Я вхожу в мир искусств»; №8).

6.      Никитина А. Ребенок на сцене: Научно - методическое пособие. -М.: ВЦХТ, 2006.-(«Я вхожу в мир искусств»; №12).

7.      Попов П. О методе: Театральная педагогика. Режиссура.-И.: ВЦХТ, 2008. - («Я вхожу в мир искусств»; №2 ).

8.      Савостьянова А . Рождение артиста: Методическое пособие. - М.:ВЦХТ, 2009-(«Я вхожу в мир искусств»; №3).

9.      Каштанов Ю. Русский военный костюм XIV - XX вв. - М.: Белый город, 2008.

10.  Кирсанова Р. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. - Калининград, Янтарный сказ, 2004.

11.  Морозова Г. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 2004." («Я вхожу в мир искусств»; №8).

12.  Никитина А. Ребенок на сцене: Научно - методическое пособие. -М.: ВЦХТ, 2006.-(«Я вхожу в мир искусств»; №12).

13.  Попов П. О методе: Театральная педагогика. Режиссура.-И.: ВЦХТ, 2008. - («Я вхожу в мир искусств»; №2 ).

14.  Савостьянова А . : Методическое пособие. - М.:ВЦХТ, 2009-(«Я вхожу в мир искусств»; №3).

 

 

 

 

Педагог-психолог

 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом
Каталог организаций