Пояснительная записка
Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание — это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется обществом в целом, государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, в том числе и школой.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Содержанием правового воспитания в школе является приобщение обучающихся к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Однако, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Поэтому большая роль в правовом просвещении подростков принадлежит досуговой работе, различным мероприятиям.
Цели и задачи мероприятия
· Систематизация знаний обучающихся по темам « Права и обязанности», «Государство и власть», «Уголовное право», «Избирательное право»;
· формирование гражданской и правовой компетентности подростков;
· развитие интереса обучающихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;
· воспитание умения работать в группе, уважение к товарищам.
Условия и особенности проведения
Мероприятие проводится с орудийным применением компьютерных технологий. В ходе подготовки и реализации была разработана и использована мультимедийная презентация, с помощью компьютера изготовлены и распечатаны афиши, тестовые задания.
Оборудование
Тестовые задания, 3 коробки фломастеров, 3 листа с пословицами для командиров команд, простые карандаши, шариковые ручки, оценочные листы для жюри, мультимедийное оборудование, презентация.
Возраст участников
Интеллектуальный турнир предназначен для обучающихся старшего школьного возраста (X- XIклассы).
Количество участников - 15 – 25 человек.
Длительность– 45 – 50 минут.
Место проведения:актовый зал МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34».
Предварительная работа
Исследовательская работа с Законами РФ:
- Конституция РФ;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Кодекс об Административных правонарушениях РФ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Семейный Кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ.
Ход мероприятия
Слайд 1. Добрый день, дорогие друзья! «Я - гражданин России» - так называется интеллектуальный турнир, который мы проводим в рамках дней правовых знаний.
В турнире участвуют 3 команды 10-х классов. Каждая команда находится за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.
Игру судит жюри в составе …
Игра состоит из 7 туров.
Слайд 2.Итак, первый тур – «Представление команд».
Задание: придумать название своей команде, выбрать капитана и нарисовать эмблему. Максимальное количество баллов – 3.
Представление команд.
Слайд 3. Второй тур - «Уголовное право»
Каждой команде предлагается дать определение понятиям, которые выводятся на слайд. Время на размышление – 20секунд. За правильный ответ команда получает 2 балла.
Оскорбление |
|
|
Вандализм |
Суд |
|
|
Наказание |
Алиби |
|
|
Преступление |
Презумпция |
|
|
Вердикт |
Дознание |
|
|
Грабеж |
Оскорбление - преступление, заключающееся в умышленном унижении чести и достоинства человека, выраженном в неприличной форме. О. может быть нанесено словесно, письменно, действием (пощечина, непристойный жест и т.д.), публично, либо в отсутствии потерпевшего. (ст.130 УК РФ).
Вандализм – бессмысленное, варварское уничтожение материальных и культурных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающегося в осквернении общественных сооружений надписями, которые грубо оскорбляют общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст.214 УК РФ).
Суд– орган государства, осуществляющий правосудие.
Наказание– особая мера государственного принуждения за совершенное преступление, назначаемая только судом от имени государства и применяемая к лицам, совершившим преступление.
Алиби- в уголовном процессе — обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.
Преступление- общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.
Презумпция невиновности- положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
Вердикт– решение присяжных заседателей в уголовном процессе о виновности или невиновности подсудимого.
Дознание– предварительное расследование правонарушений, следственные действия.
Грабеж -в уголовном праве открытое похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное без насилия над личностью или с насилием, не опасным для жизни и здоровья.
Жюри подводит итоги 1 и 2 тура.
Слайд 4. Третий тур - "Я - будущий избиратель"
Командам раздаются тесты и предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 1 балл. Время для выполнения задания - 5 мин.
1. С какого возраста гражданин Российской Федерации имеет право избирать?
a. Достигший возраста 16 лет
b. Достигший возраста 18 лет
c. Достигший возраста 20 лет
2. Каково участие гражданина РФ в выборах и референдуме?
a. Участие в выборах и референдуме является обязательным для граждан РФ
b. Участие в выборах и референдуме является свободным и добровольным
3. Как осуществляется деятельность комиссии по подготовке и проведении выборов, референдумов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдумов?
a. Осуществляется тайно, в закрытом режиме;
b. Осуществляется открыто и гласно.
4. Как осуществляется голосование на выборах?
a. Тайным голосованием;
b. Открытым голосованием.
5. Осуществляется ли контроль за голосованием граждан на выборах, референдуме со стороны органов государственной власти?
a. Да;
b. Нет.
6. Имеет ли право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособным или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда?
a. Да;
b. Нет.
7. Имеют ли право быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступление и имеющие на день голосования на выборах неснятую и не погашенную судимость за указанные преступления?
a. Да;
b. Нет.
8. Зависит ли право гражданина избирать, быть избранным, участвовать в референдуме от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям?
a. Да;
b. Нет.
Слайд 5,6. Четвертый тур - конкурс капитанов «Самый трудолюбивый гражданин».
Для следующего конкурса приглашаются капитаны команд за отдельный стол. Капитанам команд предлагаются незаконченные пословицы о труде. Задача в течение 5 минут - воспроизвести фразу полностью и точно или предложить свой остроумный ответ. Ответы оцениваются от 1 до 2 баллов на усмотрение жюри.
Капитану 1 команды.
- «Кто не работает, тот…..» (не ест)
- «Дерево ценят по плодам, а человека…..» (по делам)
- «В труде рождаются……» (герои)
Капитану 2 команды
- «Без труда жить, только…….» (небо коптить)
- «Терпение и труд ……» (все перетрут)
- «Мастерство совершенствуется трудолюбием, а …….» (утрачивается праздностью).
Капитану 3 команды
- «Землю солнце красит, а человека…» (труд)
- «Суди о человеке по …..» (его делам)
- «Труд все……» (побеждает)
Слайд 7. Пока капитаны думают над своими ответами, командам предлагается следующий конкурс. Ведущий: С понятием «гражданин» тесно связано и такое понятие как «обязанность», и поэтому, пятый тур - «Обязанности гражданина РФ». Командам раздаются печатные тексты. Вам нужно отметить правильные ответы также в течение 5 минут.
«Обязанности гражданина РФ».
· Соблюдать законы.
· Платить налоги с доходов.
· Состоять в рядах какой-нибудь политической партии.
· Быть членом профсоюза.
· Защищать Отечество.
· Сохранять природу и окружающую среду.
· Бережно относиться к памятникам истории культуры.
· Учиться, получать образование.
· Участвовать в управлении делами государства.
- Заботиться о своих детях и воспитывать их.
Команды сдают жюри варианты ответов. Заслушиваются ответы капитанов.
Жюри подводит итог 3 и 4 конкурсов.
Слайд 8. Шестой тур: «Ты – мне, я - тебе».
Командам дается задание подготовить по вопросу команде соперников по теме «Человек и его права». Команды обмениваются вопросами. За придуманный вопрос и правильный ответ команды получают по 1 баллу.
Слайд 9. Седьмой тур называется «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
Ведущий:Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слово «конституция» произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства.
Ведущий:Сейчас участникам обеих команд придётся выбирать правильные ответы из предложенных вариантов. На экран выводятся варианты ответов.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Президент нашей страны является:
- главой государства;
- главой правительства РФ;
- главой парламента РФ;
- Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.
Парламент России называется:
- Советом Федераций;
- Федеральным собранием;
- Государственной думой;
- Верховным советом.
Суды в России:
- принимают законы;
- проводят выборы в стране;
- вершат правосудие в России;
- являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Слайд10. Пока жюри подводит итоги игры – несколько вопросов командам.
О каких правах идёт речь в этих отрывках из литературных произведений?
§ Лиса Алиса: « Буратино, отдай мне эти денежки…» -
§ Буратино: Не имеешь права лишать меня имущества!
§ Волк: « Колобок, Колобок! Я тебя съем!
§ Колобок : Не имеешь права посягать на мою жизнь!»
§ Медведь: « Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить!» Маша: « Не имеешь права посягать на мою свободу.»
§ Шерхан: « Человеческий детеныш мой, отдайте его мне» Волчица: « Не имеешь права лишать его жизни!»
За правильный ответ – 2 балла.
Время для обдумывания – 20 секунд.
Слайд11. СЛОВО ЖЮРИ.
Много слов мы с вами сегодня говорили о государственных законах, ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.
Но нельзя так просто уйти с нашего мероприятия, не поставив в нём точки. Вот чего-то не хватает…
Награждение команд.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.( с учётом поправок внесённых Законом РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) – М.: Эксмо, 2011.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 20.09.11г. – М.: Эксмо, 2011г.
3. Гражданский Кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2011г.
4. Кодекс об Административных правонарушениях РФ. – М.: Эксмо, 2011г.
5. Конвенция ООН о правах ребенка;
6. Семейный Кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2011г.;
7. Обществознание в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс».
Методические комментарии
Данный сценарий предназначен для обучающихся 10 – 11 классов. Разработан с применением компьютерной поддержки.
В ходе подготовки мероприятия была создана мультимедийная презентация, которая и была использована в проведении. Также с помощью компьютера был оформлен необходимый дидактический материал, афиши с объявлением времени проведения.
Во время проведения мероприятия необходимо четко объяснять условия и содержание конкурсов. Также необходимо объявлять промежуточные результаты туров.
В турнире участвовали три команды 10-х классов по 8 человек в каждой. В целом, игра прошла успешно, задания вызвали интерес у подростков. Затруднения, в основном, вызвали туры «Уголовное право» и конкурс командиров. Команды были награждены дипломами 1, 2 и 3 степеней.
Количество туров и заданий можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности игроков.