Пояснительная записка

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание — это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется обществом в целом, государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, в том числе и школой.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обще­стве от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспи­тании, а о правовой социализации человека, когда он «воспиты­вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществ­ляющих правовую деятельность (правомерную или неправомер­ную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение пра­вовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Содержанием правового воспитания в школе является приобщение обучающихся к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Однако, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Поэтому большая роль в правовом просвещении подростков принадлежит досуговой работе,  различным  мероприятиям.

Цели и задачи мероприятия

·        Систематизация знаний обучающихся по темам « Права и обязанности», «Государство и власть», «Уголовное право», «Избирательное право»;

·        формирование гражданской и правовой компетентности подростков;

·        развитие интереса обучающихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;

·        воспитание умения работать в группе, уважение к товарищам.

Условия и особенности проведения

Мероприятие проводится с орудийным  применением компьютерных технологий. В ходе подготовки и реализации была разработана и использована мультимедийная презентация, с помощью компьютера изготовлены и распечатаны афиши, тестовые задания.

Оборудование

Тестовые задания, 3 коробки фломастеров, 3 листа с пословицами для командиров команд, простые карандаши, шариковые ручки, оценочные листы для жюри, мультимедийное оборудование, презентация.

Возраст  участников

Интеллектуальный турнир  предназначен для обучающихся старшего школьного возраста (X- XIклассы). 

Количество участников  -  15 – 25 человек.

Длительность– 45 – 50 минут.

Место проведения:актовый зал МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34».

Предварительная работа

Исследовательская работа с Законами РФ:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Кодекс об Административных правонарушениях РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Уголовный кодекс РФ.

Ход мероприятия

Слайд 1. Добрый день, дорогие друзья! «Я - гражданин России» - так называется интеллектуальный турнир, который мы проводим в рамках дней правовых знаний.

В турнире участвуют 3 команды 10-х классов. Каждая команда находится за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Игру судит жюри в составе …

Игра состоит из 7 туров.

Слайд 2.Итак, первый тур – «Представление команд».

Задание: придумать название своей команде, выбрать капитана и нарисовать эмблему. Максимальное количество баллов – 3.

Представление команд.

Слайд 3. Второй тур -  «Уголовное право»

Каждой команде предлагается дать определение понятиям, которые выводятся на слайд. Время на размышление – 20секунд. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Оскорбление

 

 

 Вандализм

Суд

 

 

Наказание

Алиби

 

 

Преступление

Презумпция
невиновности

 

 

Вердикт

Дознание

 

 

Грабеж

 

 

Оскорбление - преступление, заключающееся в умышленном унижении чести и достоинства человека, выраженном в неприличной форме. О. может быть нанесено словесно, письменно, действием (пощечина, непристойный жест и т.д.), публично, либо в отсутствии потерпевшего. (ст.130 УК РФ).

Вандализм – бессмысленное, варварское уничтожение материальных и культурных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающегося в осквернении общественных сооружений надписями, которые грубо оскорбляют общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст.214 УК РФ).

Суд– орган государства, осуществляющий правосудие.

Наказание– особая мера государственного принуждения за совершенное преступление, назначаемая только судом от имени государства и применяемая к лицам, совершившим преступление.

Алиби- в уголовном процессе — обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.

Преступление- общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.

Презумпция невиновности- положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Вердикт– решение присяжных заседателей в уголовном процессе о виновности или невиновности подсудимого.

Дознание– предварительное расследование правонарушений, следственные действия.

Грабеж -в уголовном праве открытое похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное без насилия над личностью или с насилием, не опасным для жизни и здоровья.

 

Жюри подводит итоги 1 и  2 тура.

 

Слайд 4. Третий тур -  "Я - будущий избиратель"

Командам раздаются тесты и предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 1 балл. Время для выполнения задания - 5 мин.

1.     С какого возраста гражданин Российской Федерации имеет право избирать?

a.     Достигший возраста 16 лет

b.    Достигший возраста 18 лет

c.      Достигший возраста 20 лет

2.     Каково участие гражданина РФ в выборах и референдуме?

a.     Участие в выборах и референдуме является обязательным для граждан РФ

b.    Участие в выборах и референдуме является свободным и добровольным

3.     Как осуществляется деятельность комиссии по подготовке и проведении выборов, референдумов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдумов?

a.     Осуществляется тайно, в закрытом режиме;

b.    Осуществляется открыто и гласно.

4.     Как осуществляется голосование на выборах?

a.     Тайным голосованием;

b.     Открытым голосованием.

5.     Осуществляется ли контроль за голосованием граждан на выборах, референдуме со стороны органов государственной власти?

a.     Да;

b.     Нет.

6.     Имеет ли право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособным или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда?

a.     Да;

b.    Нет.

7.     Имеют ли право быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступление и имеющие на день голосования на выборах неснятую и не погашенную судимость за указанные преступления?

a.     Да;

b.    Нет.

8.     Зависит ли право гражданина избирать, быть избранным, участвовать в референдуме от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям?

a.     Да;

b.    Нет.

 

Слайд 5,6. Четвертый тур - конкурс капитанов «Самый трудолюбивый гражданин».

Для следующего конкурса приглашаются капитаны команд за отдельный стол. Капитанам команд предлагаются незаконченные пословицы о труде. Задача в течение 5 минут - воспроизвести фразу полностью и точно или предложить свой остроумный ответ. Ответы оцениваются от 1 до 2 баллов на усмотрение жюри.

Капитану 1 команды.

  • «Кто не работает, тот…..» (не ест)
  • «Дерево ценят по плодам, а человека…..» (по делам)
  • «В труде рождаются……» (герои)

Капитану 2 команды

  • «Без труда жить, только…….» (небо коптить)
  • «Терпение и труд ……» (все перетрут)
  • «Мастерство совершенствуется трудолюбием, а …….» (утрачивается праздностью).

 Капитану 3 команды

  • «Землю солнце красит, а человека…» (труд)
  • «Суди о человеке по …..» (его делам)
  • «Труд все……» (побеждает)

Слайд 7. Пока капитаны думают над своими ответами, командам предлагается следующий конкурс. Ведущий: С понятием «гражданин» тесно связано и такое понятие как «обязанность», и поэтому, пятый тур - «Обязанности гражданина РФ». Командам раздаются печатные тексты. Вам нужно отметить правильные ответы также в течение 5 минут.

 «Обязанности гражданина РФ».

·         Соблюдать законы.

·         Платить налоги с доходов.

·         Состоять в рядах какой-нибудь политической партии.

·         Быть членом профсоюза.

·         Защищать Отечество.

·         Сохранять природу и окружающую среду.

·         Бережно относиться к памятникам истории культуры.

·         Учиться, получать образование.

·         Участвовать в управлении делами государства.

  • Заботиться о своих детях и воспитывать их.

Команды сдают жюри варианты ответов. Заслушиваются ответы капитанов.

Жюри подводит итог 3 и 4 конкурсов.

Слайд 8. Шестой  тур: «Ты – мне, я - тебе».

Командам дается задание подготовить по вопросу команде соперников по теме «Человек и его права». Команды обмениваются вопросами. За придуманный вопрос и правильный ответ команды получают по 1 баллу.

Слайд 9. Седьмой тур называется «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

Ведущий:Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ  РОССИИ. Слово «конституция» произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства.

Ведущий:Сейчас участникам обеих команд придётся выбирать правильные ответы из предложенных вариантов. На экран выводятся варианты ответов.
За каждый правильный ответ – 1 балл.

Президент нашей страны является:

  • главой государства;
  • главой правительства РФ;
  • главой парламента РФ;
  • Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.

Парламент России называется:

  • Советом Федераций;
  • Федеральным собранием;
  • Государственной думой;
  • Верховным советом.

Суды в России:

  • принимают законы;
  • проводят выборы в стране;
  • вершат правосудие в России;
  • являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

Слайд10.  Пока жюри подводит итоги игры – несколько вопросов командам.

О каких правах идёт речь в этих отрывках из литературных произведений?

§  Лиса Алиса: « Буратино, отдай мне эти денежки…» -        

§   Буратино: Не имеешь права лишать меня имущества!

§  Волк: « Колобок, Колобок! Я тебя съем!                                     

§  Колобок : Не имеешь  права посягать на мою жизнь!»  

§  Медведь: « Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить!»                                                                              Маша:  « Не имеешь права посягать на мою свободу.»

§  Шерхан: « Человеческий детеныш мой, отдайте его мне» Волчица:  « Не имеешь права лишать его жизни!»                            

За правильный ответ – 2 балла.
Время для обдумывания – 20 секунд.

Слайд11. СЛОВО ЖЮРИ.

Много слов мы с вами сегодня говорили о государственных  законах, ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.
Но нельзя так просто уйти с нашего мероприятия, не поставив в нём точки. Вот чего-то не хватает…

Награждение команд.

 

                                                  Список литературы

 

1.                 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.( с учётом поправок внесённых Законом РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) – М.: Эксмо, 2011.

2.                 Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 20.09.11г. – М.: Эксмо, 2011г.

3.                 Гражданский Кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2011г.

4.                 Кодекс об Административных правонарушениях РФ. – М.: Эксмо, 2011г.

5.                 Конвенция ООН о правах ребенка;

6.                 Семейный Кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2011г.;

7.                 Обществознание в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс».

 

 

Методические комментарии

 

        Данный сценарий предназначен для обучающихся 10 – 11 классов. Разработан с применением компьютерной поддержки.

        В ходе подготовки мероприятия была создана мультимедийная презентация, которая и была использована в проведении. Также с помощью компьютера был оформлен необходимый дидактический материал, афиши с объявлением времени проведения.

        Во время проведения мероприятия необходимо четко объяснять условия и содержание конкурсов. Также необходимо объявлять промежуточные результаты туров. 

        В турнире участвовали три команды 10-х классов по 8 человек в каждой. В целом, игра прошла успешно, задания вызвали интерес у подростков. Затруднения, в основном, вызвали  туры «Уголовное право» и конкурс командиров. Команды были награждены дипломами 1, 2 и 3 степеней.

        Количество туров и заданий можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности игроков.

Педагог-психолог

 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом
Каталог организаций