Модель интеграционного взаимодействия МБОУ ДОД «ДЮЦ» с образовательными учреждениями разных типов по предшкольному образованию и предпрофильной подготовке на территории Колпашевского района.

Модель

интеграционного взаимодействия МБОУ ДОД «ДЮЦ» с образовательными учреждениями разных типов по предшкольному образованию и предпрофильной подготовке на территории Колпашевского района.

 

Т.М.Чукова, директор МБОУ ДОД «ДЮЦ» г.Колпашева,

высшая квалификационная категория

МБОУ ДОД «Дестко-юношеский центр» как многопрофильное учреждение дополнительного образования детей за период своей педагогической деятельности неоднократно становилось инициатором и автором многих проектов, творческих инициатив и начинаний.

Одним первых наших инновационных проектов стало- создание дошкольного образовательного центра «Почемучка» по подготовке детей 6-ти летнего возраста к школе. Впервые эту работу наши педагоги начали в 1994 году, совместно с коллективом ДОУ № 14.

Исследования показывают, что система обучения в начальной школе, по –прежнему, сохраняет большое количество рисков школьной дезадаптации. Это обусловлено тем, что каждый ребенок имеет разную степень готовности к школе, и данная проблема не только научная, но в первую очередь, реально-практическая, очень жизненная и острая задача.

Поступление ребенка в школу – новый этап в его жизни, требующий немалых усилий у всех: и у ребенка, и у взрослых. И задача обучения детей в группах предшкольного образования призвана обеспечить создание условий равного стартового уровня для каждого ребенка при поступлении в школу.

Педагогическая наука и практика последних лет позволила ввести термин

« предшкольное образование», заложив в образовательную реформу совершенно иной, качественно новый подход к проблеме.

В содержание образования входят знания, умения, навыки и другие психологические компоненты личности, обеспечивающие учебно-познавательную деятельность, а также готовность к дальнейшему развитию не только познавательному ( когнитивному), но и собственно личностному, социальному.

Умение учиться входит в базисную человеческую способность к самоопределению, саморазвитию. Умение учиться и развитие интеллекта ребенка являются аспектами взаимодополняющими; нельзя построить предшкольное образование , формирующее умение учиться и не развивающее мышление, память, речь и прочие интеллектуальные и физические функции.

 

Именно поэтому, определяя структуру предшкольного образования, мы организуем целенаправленный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию интеллектуального, физического и психологического становления ребенка перед поступлением в школу.

Как видите, готовность к школьному обучению - многокомпонентна, и требует создания специальной среды в образовательном учреждении. В Детско-юношеском центре такие условия по максимуму – созданы, и данное направление педагогической деятельности, лицензировано.

 

В своей деятельности по предшкольному обучению мы руководствуемся нормативно –методической документацией – методическим письмом Министерства образования и науки от 17.02.2004 года « Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе», методическим письмом Института возрастной физиологии Российской Академии образования, методическими рекомендациями ТОИПКРО « О порядке предоставления дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях в Томской области», и « О предшкольном образовании детей 5-7 лет в группах временного пребывания», у нас разработано положение « О дошкольном образовательном центре» и соответствующие инструкции.

Разработаны и утверждены образовательные программы, соответствующие направленности и данному возрасту детей.

В этом учебном году созданы 2 группы предшкольного обучения – Дошкольный образовательный центр «Почемучка» - в рамках интеграционного взаимодействия с ДОУ № 14, и СОШ № 5 , занятия здесь проходят по субботам, по 4 предметам; и вторая группа - с СОШ № 5 - это «Дошкольная академия»

- группа неполного дня, где дети занимаются с 8-30 до 12-30, ежедневно, кроме выходных дней. С начала учебного года дети занимались в помещении Детско-юношеского центра, со второго полугодия – как адаптационный период, на базе школы № 5.

В обеих группах основные предметы ведут учителя школы, которые продолжат обучение этих детей в начальных классах. А занятия по программам дополнительного образования проводят педагоги центра. Руководит деятельностью групп предшкольного образования педагог-психолог Центра – Шалда Татьяна Анатольевна.

Кроме этого, педагог ДЮЦ Шахалова Елена Адольфовна работает по программам дополнительного образования художественно-эстетической направленности в группах предшкольного образования сельских школ : Могильно-мысовской начальной школе и Чажемтовской общеобразовательной школе.

 

В группе предшкольного образования « Дошкольный центр «Почемучка» реализуется уже апробированная комплексная образовательная программа , включающая такие подпрограммы как «Развитие речи», « Математика» , «Ритмика» и «Оригами».

На занятиях по предмету «Развитие речи» учитель ставит задачи : развить у детей наглядно-образное и словесно-логическое мышление, память , внимание. Дается представление об окружающем мире : классификация овощей, фруктов, времен года , животных , профессий и т.д., тем самым обогащается словарный запас ребенка, воображение.

На занятиях по математике детей учат основам пространственного представления : «больше»-«меньше», «справа»-слева», сравнению предметов по количеству, обозначать геометрические фигуры, знакомят с числовым рядом ( на примере сказки «Репка»), считать до 10 и обратно, знать отношение : часть –целое и т.д.

В рамках образовательной программы «Ритмика» педагог формирует у ребят элементарные навыки хореографической пластики и музыкальной грамоты,проводит коррекцию его физического развития- гибкость, координацию, профилактику нарушения осанки и сколиоза. За учебный год дети готовят 2-3 показательных танца или хореографической постановки.

 

Задача педагога в группе дошколят по реализации программы «Оригами»- это развитие мелкой моторики и связанные с ней речевые структуры отделов головного мозга, а также активизация творческого воображения, фантазии. Немало важно развивать у ребенка такие качества как усидчивость, терпение, доведение выполняемой работы до конечного результата.

 

В группе предшкольного образования «Дошкольная академия» занимаются дети, не посещающие детский сад, и здесь, с первых занятий ставятся первоочередные задачи- социальное ,личностное и эмоциональное развитие ребенка , педагоги учат каждого будущего первоклассника умению жить в коллективе, считаться с интересами окружающих его ровесников и взрослых, занимаются развитием навыков общения и сотрудничества, , решаем проблемы эмоционального неблагополучия ребенка на этапе дальнейшей его адаптации к школе. Дети , не посещающие дошкольное образовательное учреждение, заметно отличаются от, так называемых «организованных» ребят, в плане самообслуживания., доброжелательных взаимоотношений с ребятами в группе, отсутствия многих поведенческих навыков.

Длительный промежуток времени проходит и по настоящее время по формированию доброжелательных межличностных взаимоотношений между ребятами в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи.

Организуя совместно с коллегами школы единое образовательное пространство по предшкольному обучению детей 6-ти летнего возраста, мы большое внимание уделяем всестороннему развитию ребенка через реализацию программ разных направленностей.

Слайды

Комплекс дополнительных образовательных программ представлены следующими программами :

· « Введение в школьную жизнь», где обучение строится на базисных принципах – обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии,

· « Умелые ручки»- это прежде всего развитие мелкой моторики, обучение навыкам декоративно-прикладного творчества, активизация творческого мышления. Дети с удовольствием постигают азы оригами, пластилиновой мозаики, аппликации, и после каждого занятия в мини- выставках своих работ.

 

· « Шахматы –для самых маленьких» - Дорофеева Ольга Сергеевна . С введением в общеобразовательной школе курса «Шахматы – в школе» , обучение дошколят основам этой интеллектуальной игры – очень актуально, потому что шахматы- это не только игра доставляющая детям много радости, действенное, эффективное средство для их умственного развития и содействует совершенствованию таких ценных качеств как внимательность, самостоятельность, усидчивость и изобретательность. На занятиях педагог использует интересные творческие формы и приемы для закрепления теоретических и практических умений и навыков игре в шахматы.

 

· « Школа юного пешехода» - Чукова Татьяна Михайловна , педагог д/о. Данная программа предполагает решение проблемы по предупреждению и профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста. Благодаря применению наглядных методов, использованию медиа-технологий, игровых форм деятельности, дети получают представления о правилах поведения на улице , которые надо обязательно выполнять.. Тем самым , осуществляется переход от восприятия к осмыслению и правильным действиям на улице. Практические занятия на площадке автогородка , куда мы приглашаем и инспектора ГИБДД, закрепляют в памяти ребенка необходимые поведенческие навыки на длительный срок.

· « Здоровячки» - Орунова Татьяна Леонидовна, педагог д/о, инструктор по лечебной физкультуре. На данных занятиях детям дается комплекс физических упражнений, с использованием тренажеров и спортивного инвентаря, по укреплению мышц спины, конечностей, профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Использование творческих приемов, элементов театрализации ребенка учим основам личной гигиены, правильного питания, значение выполнения режима дня. Проводятся спортивные старты « Здоровым быть –здорово!»

· « Детский фольклор» - Голосова Юлия Александровна, педагог д/о., Знакомство детей с русским наследием, народных традиций проходят всегда интересно и увлекательно. К каждому народному празднику дети учат заклички, потешки, календарные песни, изучают народные игры.

В течение учебного года ведется психолого-педагогическое сопровождение детей данной группы, консультации для родителей, разрабатываются рекомендации , памятки.

С данной группой детей начали работать по формированию навыков самообслуживания ( самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать вещи), организации дежурства ( разложить на столы продукты на завтрак, убрать крошки, расставить стулья, убрать игрушки).

Педагоги Детско-юношеского центра больше времени общаются с ребятами, потому что мы не только проводим с ними занятия по разным направленностям, нонаши педагоги, согласно договора по взаимодействию с СОШ № 5, выполняют еще и обязанности воспитателей : организуют прогулки, творческие часы,сопровождают на обед и передают родителям.

 

Дети вместе с родителями - активные участники всех творческих мероприятий,

которые проводим и в ДЮЦе, и образовательных учреждениях, и в нашем микрорайоне. Кроме этого, уже стало традицией проведение новогодних карнаваловдля дошколят, соревнований по шахматам « Семейные турниры» , различные конкурсы и выставки рисунков и декоративно-прикладного искусства.

Свои полученные знания, умения и навыки ребята представляют на творческом празднике, посвященного выпуску в дошкольном образовательном центре.

 

Основная цель работы с дошколятами в сельских школах- развитие творческого потенциала, через декоративно-прикладное творчество создать условия для успешности каждого ребенка.

· Занятия по программам «Тестопластика», «аппликация», «оригами» развивают у детей не только мелкую моторику рук и воображение, но ихудожественный вкус и креативность, знакомятся с историей декоративного-прикладного искусства. Изготовление красивой поделки или коллективной работы формирует у ребенка усидчивость, чувство коллективизма и ответственности.

Дети с большим удовольствием участвуют не только в мини-выставках своей группы , но и в творческих мероприятиях сельского поселения.

Как результат, реализация дополнительных образовательных программ в сочетании с обязательными учебными программами благоприятно воздействуют на психику ребенка, расширяют его познавательные, интеллектуальные и творческие возможности, снижают дезадаптационные риски перехода ребенка в новые условия его жизнедеятельности.

В течение первого года обучения в школе мы наблюдаем за нашими дошколятами, и учителя все единодушны,- дети , прошедшие предшкольное обучение,более коммуникабельны в общении, у них лучше развит кругозор, выше познавательный и интеллектуальный уровень и заметно отличаются от своихсверстников.

 

И поэтому в нашем УДОД значимую роль в интеграционном взаимодействии с образовательными учреждениями по организации единого образовательного пространства отводится , как предшкольному образованию ( каким ребенок придет в школу), а также и предпрофильной подготовке ( использование кадрового ресурса центар по формированию у старшеклассников профессиональное самоопределение)

 

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

Система образования на современном этапе все больше ориентируется на личность обучающихся, смещая акценты на формирование не только знаний, но, прежде всего умению использовать эти знания в жизни ( компетенции), и в профессиональном самоопределении. В этом направлении наше учреждение занимает в образовательном пространстве свою нишу.

За более чем десятилетний период в нашем образовательном учреждении практиковались различные формы по профессиональному самоопределению учащихся старших классов.–

-это спецкурсы по планированию карьеры для старшеклассников

и организация тренингов по специальным программам, которые проводили специалисты из центра занятости населения, работавшие в ДЮЦ на условиях совместительства,

- это дистанционные курсовое обучение в Центре планирование карьеры г.Томска и выездные защиты проектов под патронатом преподавателей Международного факультета управления ТГУ .

- и конечно, реализация программ дополнительного образования для старшеклассников, где ставится целевая установка - ориентация выпускников школ на правильный выбор профессии..

Результат образовательной деятельности, - это достаточно высокий уровень допрофессионального самоопределения и социально- адаптированности наших выпускников. ДЮЦ помог определиться многим старшеклассникам, которые стали студентами СУЗов и ВУЗов ,

За три последних учебных года студентами средних и высших учебных заведений стали наши выпускники объединений

 

· « Основы архитектурной композииции» - 2 чел.- коммунально-строительный техникум, 1 – ТГУ,

1- ТУСУР, 1- ИЗО ( Культпросвет училище), 3 – АФ ТГАСУ, 5 – в н.в. заочные подготовит. курсы ТГАСУ;

· Детский парламент –1 ф-т политологии ТГУ, 3 МФУ, 2 – менеджмент и управление персоналом

· Организатор досуговой деятельности –старший вожатый - КПК, ТГПИ, ТГУ (психология)

· Азы журналистики - 6 ф-т журналистики ТГУ

В этом учебном году разработано 8 программ предпрофильной подготовки для старшеклассников, проводятся в форме элективных курсов. И в этом году интеграционное взаимодействие с общеобразовательными школами города оформлено договорами.

 

· Программа « Азы журналистики» раскрывает представление о современных средствах массовой информации, ребята готовят свои очерки, статьи которые выходят в тематическом информационном выпуске «Класс» в районной газете «Советский Север», занятия ведет с детьми редактор газетыА.Н.Луговской , он же педагог ДЮЦ

· «Школа вожатского мастерства»- данный элективный курс дает ребятам навыки организаторов массовых мероприятий, они замечательные ведущие различных праздников, конкурсов. Полученный сертификат дает ребятам право работать в детских городских и загородных оздоровительных лагерях. Курс ведет наш молодой специалист Выймова Наталья Владимировна.

 

 

· « Основы архитектурной композиции» - это коллектив будущих архитекторов, дизайнеров, художников и просто творческих личностей. Ребята изучают технику композиционного рисунка, основы дизайны, готовят проектные работы.- руководит данной программой Бирючевская Екатерина Борисовна,.

· «Секреты юной леди» - данная программа насыщена широким спектром декоративно-прикладной деятельности, куда включены модули : батик, художественная вышивка, интерьер дома, этикет, красота и здоровье»- ведет данный электив – педагог Иванникова Екатерина Борисовна

· «Основы менеджмента» - В содержание занятий по данному курсу входят темы по основам маркетинга, делового этикета, основам рекламы и социологических исследований в обществе. – педагог Рожкова Ирина Алексеевна.

· Элективный курс «Основы ПДД и безопасности движения» введен в этом учебном году , и очень востребован не только у парней , но и у девушек. Старшеклассники получают знания по правилам дорожного движения в рамках обучения водителей категории «А» и «В» . Ведет курс преподаватель спецдисциплины ПУ-29 Чуков А.Н., он же готовит и профессиональных водителей. По согласованию с администрацией училища, некоторые темы ребята проходят в учебном кабинете училища с использованием нового медиа и компьютерного оборудования. ( профиль – водители )

· « Школа швейного мастерства» «Эксклюзив» - данный курс помогает учащимся в профессиональной ориентации ( закройщик, дизайнер), получении сведений о современной моде, стиле , здесь осваивают элементы моделирования одежды.- ведет курс опытный мастер – педагог Волкова Л.П.

· «Основы компьютерного дизайна» - элективный курс для ребят, которые стремятся расширить свой кругозор в области компьютерной графики – занятия ведет молодой специалист Толстик Сергей Валерьевич, который учит ребят и учится вместе с ними.

По окончанию каждого элективного курса ребята получают сертификат ( слайд), и данный курс фиксируется в документе об образовании данного учащегося. 

В дальнейших планах, – это реализация образовательных программ, курсов допрофессиональной подготовки для старшеклассников сельских школ в форме дистанционного обучения, но будем тщательно работать , чтобы получить желаемый результат.

В заключении хочу сказать , что в наших учреждениях создано уникальное образовательное пространство, где каждому ребенку предоставляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. И ресурсный потенциал УДОД во взаимодействии с образовательными учреждениями, по формированию творчески активной и социально-успешной личности, достаточно велик и значим. В рамках плана нашего семинара мы представим теоретические материалы и практический опыто создания единого образовательного пространства с ДОУ и ОУ по предшкольному образованию детей.

Поиск

Независимая оценка деятельности образовательных организаций Томской области

Всероссийский конкурс социальной

                           рекламы

                    «Новый Взгляд»

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Каталог организаций