(из опыта работы образцового детского коллектива

Алтайского края фольклорного ансамбля «Ярило»)

 

Т.И. Бугрова, педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»

Ленинского района г. Барнаула

 

Занятия в фольклорном ансамбле «Ярило» осуществляются по дополнительной общеоб­разовательной общеразвивающей программе «Песня. Культура. Познание», целью которой является формирование у обучающихся основ целостной эстетической культуры через приобщение к истокам культуры своего народа, развитие творческих способностей.

Отличительной особенностью программы от других, имеющихся в настоящее время в системе дополнительного образования, является направленность на сценическое воплощение фольклорного материала и поэтому в данной программе предусматривается интеграция таких предметов, как:

- народный вокал;

- актерское мастерство;

- народный танец.

На протяжении нескольких лет, работа по общеобразовательной программе «Песня. Культура. Познание» фольклорного ансамбля «Ярило» была направлена на изучение и сохранение традиций фольклора Алтайского края только через народный вокал. Но в ходе деятельности ансамбля, руководитель пришел к выводу о необходимости введения в образовательную программу дополнительного предмета «Актерское мастерство». Сценические выразительные средства в вокале не являются самоцелью, а они тесно связаны с мыслью и эмоциональной наполненностью роли в песне, во вступлении, в проигрыше, этюде, эпизоде, каждого отдельного момента сценического существования. Ребенок, обучающийся в фольклорном ансамбле должен стать в первую очередь  художником, создающим сценический образ, который выражается не только в  пении, но и слове, мимике, жесте, пластике, танце. Обучающийся изучает основные законы сценического искусства, уметь пользоваться своим внутренним аппаратом и овладевает всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа. Такой синтез различных форм и жанров народного искусства ставит перед  обучающимися ансамбля  и педагогами более сложные задачи, но зато позволяет, что особенно важно при работе с детьми, познавать фольклор как часть народной жизни в более живой, яркой форме. Обучающиеся становятся не только исполнителями народной песни, но и могут продемонстрировать свои актерские навыки в качестве сказителя устного народного творчества или актера, участвуя в спектаклях, основанных на фольклорном материале. Занятия по народному танцу развивают необходимую координацию движений и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов. Все это формирует у обучающихся полное представление о русской традиционной культуре, фольклорном творчестве. 

Все учебные занятия, отчетные концерты, воспитательные мероприятия в фольклорном ансамбле «Ярило» проводятся в театрализованной форме. Театральное искусство очень увлекательно для детей любого возраста. Проживая песню актерски, входя в образ, который они играют согласно сценарию концерта, обучающиеся более точно интонационно, эмоционально и осмысленно исполняют народные песни. Стоит отметить, что с изучением актерского мастерства неотделимо следует овладение и сценической речью. Ведь для исполнителей народной песни  очень важно не только правильно доносить исполняемый образ, но и обладать хорошей дикцией, правильным дыханием, атакой звука и опорой голоса.

Результаты реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы воплощаются в концертной деятельности, участии коллектива в конкурсах и фестивалях вокального мастерства. С 2015 года промежуточная и итоговая аттестация обучающихся фольклорного ансамбля «Ярило» проводится в форме музыкального спектакля:

- «На Руси никогда не умолкнут гармони» (2015);

- музыкальный спектакль, посвященный 15-летию ансамбля  (2016);

- «Этой ярмарки краски» (2017);

- «Девичий бунт в Ярилкино по мотивам М. Шолохова (2018).

В фольклорном ансамбле «Ярило» налажена совместная  работа педагогов  родителей и обучающихся. Это участие в конкурсе «Вместе», проведение совместных воспитательных мероприятий в коллективе, участие родителей в отчетных концертах, традиционных русских посиделках, вечерках. Родители вместе с обучающимися водят традиционные хороводы, играют в игры, поют народные песни. Ни что так не сближает, как совместное творчество. Обучающиеся чувствуют огромную поддержку со стороны родителей.

Активное участие в их жизни принимают бабушки. Обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью, а бабушки в этом главные помощники. Бабушкины рассказы становятся сюжетами отчетных спектаклей коллектива. С каким удовольствием дети интересуются историей своей семьи, рода. Участницы нашего коллектива занимают призовые места в краевой эстафете «Согрей теплом родительского сердца», конкурсах исследовательских работ. Они составляют свои родословные с использованием архивных документов, собирают фольклорный материал у носителей традиций, изучают народные костюмы, декоративно-прикладное творчество, которые в последствии используют в своей творческой деятельности.  Поисково-исследовательская работа строится поэтапно: сначала это знакомство с русской культурой из воспоминаний старожилов, изучение архивных материалов, восстановление собственной родословной, изучение музейных экспозиций. Затем это сбор и изучение не только духовной, но и материальной народной культуры (предметов крестьянского быта, народного костюма).

Ежегодно на Святки, на Масленицу обучающиеся фольклорного ансамбля «Ярило» проводят обрядовые праздники в образовательных организациях Ленинского района г. Барнаула. В программы входят: традиционные песни-колядки, масленичные заклички, игры, потешки. Итогом обрядового действия традиционно является -  чаепитие, а на Святки - подсчет собранных сладких подарков.        

Календарные праздники, тематические музыкальные спектакли в народном стиле, поисково-исследовательская деятельность обучающихся – это не только своеобразный итог проведенной работы с обучающимися по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Фольклорные праздники – возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних и психологических нагрузок.

 

 

 

Педагог-психолог

 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом
Каталог организаций